Старые плетеные кресла кажутся одинаковыми, как оперные арии или девочки-снежинки на новогоднем утреннике? При слове «ротанг» представляется унылый сонм англичан, что сидит на викторианской веранде со своими «Таймсами» и «Пиквиками»? Тогда эта статья для вас.
На самом деле, дизайнеры и сами едва разбираются в антикварных стилях плетения. Студенты специализированных факультетов даже придумали отличительные признаки, простые и непрофессиональные, но помогающие быстро отличить классику от востока, а «диван фотографа» от джентльменского кресла.
Как? Запоминайте названия и ищите признаки:
Кресло-платформа
Кресла-платформы из 1880-х годов не умеют раскачиваться: они будто поставлены на обрубленные колеса какой-то очень нарядной телеги. Исполнение торжественно донельзя: спинки непременно узорные, сложные, с решетками, завитками и подобиями цветов. Подлокотники с боков пустые, ажурные, а сверху – практичные, сплошные. Очертания – мягкие, спинки часто изгибаются нежными барханами.
«Джентльменское» кресло-качалка
Наверное, английские мебельщики были очень практичны, хотя и пошутить любили. Когда кресла-качалки получались крупнее, чем нужно, их называли джентльменскими. К концу 19 века мода на вместительные стулья прижилась, и кресла-переростки даже обрели свой стиль. Плетеные узоры стали мельче и проще, а на сиденьях появилась тканевая обивка.
Классическое викторианское кресло
Скажешь «старинное кресло», и все представят викторианское. Художники любят рисовать такое на рождественских открытках. Викторианское плетение всегда округло, фигурно, пышно как самоварная баба. Если плетение сплошное, спинки похожи на пряники, если ажурное – на павлиньи хвосты. Рисунки сложные, из-за чего кресла кажутся связанными крючком.
Кресло с высокой спинкой
Кресла с высокой спинкой стоило бы переименовать. Спинки этих стульев не просто высокие – они несоразмерно, пугающе, неприлично большие и округлые. Из-за этого кресла, вполне практичные и удобные, становятся похожи на переросшие шампиньоны. В остальном же стулья вполне скромны: сетчатое плетение, устойчивая, расширяющаяся книзу ножка и короткие невысокие подлокотники.
«Диван фотографа»
Иногда из ротанга мастерили диваны. Самые «изысканные» работы покупали в свои салоны первые фотографы: диваны, а по сути, скамьи, отлично смотрелись на снимках. Почему-то первым фотографам нравились ассиметричные формы: спинка поднималась высоким барханом от единственного подлокотника и резко спускалась к противоположному краю. Все это закручивалось в спирали, разбегалось и ветвилось. Клиенты отвлекались на такую замысловатость, пугливо улыбались, и лица на карточках получались немного живее.
«Кресло леди»
Викторианские леди жили словно перед комиссией, с вечной прямой спиной и горделивыми губами. Даже плетеные кресла для них были узкими, неудобными. Торжественности им было не занимать, спинки вились виноградными гроздьями, а вот сиденья были сплошными, жесткими. Да и сами стулья поддерживались строгой деревянной рамой.
Детские кресла
В позапрошлом веке креслам любили придумывать назначение. Вместе с джентльменскими и дамскими стульями мебельщики продавали детское плетение. Кресла, и правда, выглядели неуклюжими словно младенцы. Приземистые, широкие, с плотными подлокотниками, они, казалось, были и сплетены подмастерьями. Никаких сложностей – решетка всевозможных размеров, квадратная спинка и просторное низкое сиденье.
А что же теперь?
А теперь того плетения нет, - сетуют дизайнеры, журналисты, мебельщики, офисные работники и неудачливые актеры. Нет золотого девятнадцатого века, нет вида, нет сложности. Качества нет! Пусть те стулья, не в пример нынешним, были одинаковы как чужие дети на утреннике, пусть они царапали одежду, пусть были тяжелы…
А может, в том и прелесть антиквариата, что он – «был»? Мы любим старые кресла издалека, жмуримся от неприлично крупных ценников, изучаем и даже запоминаем их виды. А что? Может, и вправду, пригодится? В конце концов, инвестировать в антиквариат даже модно.